Эта статья опубликована в журнале «Советское фото» в мае 1968 года, и за 42-летний период не утратила
актуальности, более того, с момента публикации появилось не так много материалов, где-бы одновременно упоминались все названные способы передачи глубины пространства на плоском изображении.
Указанные выразительные средства рекомендуется помнить и использовать каждому, кто выполняет творческую фотосъемку.
Вот этот список:
- линейная перспектива,
- воздушная (тональная) перспектива,
- многоплановая композиция,
- глубина резкости,
- освещение,
- противопоставление размеров близких и удаленных предметов,
- тональные градиенты.
Очевидно, статья готовилась, с расчетом на использование в черно-белой фотографии, поэтому от себя добавлю еще несколько способов усиления глубины пространства при работе с цветом:
- контраст теплого и холодного цветовых оттенков (чем ближе, тем теплее),
- контраст по насыщенности цветов (чем дальше, тем менее насыщены оттенки).
Для полноты картины упомяну также прием, который не был знаком автору статьи И. Селезневу — это зарождающееся в наше время направление цифровой 3D фотографии.
Однако 3D-фото — это особый вид светописи, творческий инструментарий которого, мало изучен.
Автор публикации в «Советском фото» точно, на мой взгляд, описал большинство выразительных средств, единственная его ошибка содержится в рассказе о воздушной перспективе, где полагается, что предметы вдали выглядят светлее. Это не так — по мере увеличения расстояния до объектов уменьшается контраст, это значит, что темные детали будут, действительно, выглядеть более светлыми, а светлые, наоборот, потемнеют.
А вот пример неумелой передачи глубины пространства — фото 6, по моему, подобран грамотно — приведенный сюжет телеобъективом стоило снимать на открытой диафрагме, это позволило бы выделить человека на фоне пейзажа за счет ограничения глубины резкости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий